Педали эффектов открыли целый новый мир звуковых возможностей для гитаристов и басистов. Начиная от едва заметных до сравнительно больших по размерам, подобные «примочки» позволяют воспроизводить звуки ваших любимых записей, а также и те, которые крутятся в вашей голове. В этом материале мы познакомить вас со многими видами эффектов и их возможностями.

Педали эффектов открыли целый новый мир звуковых возможностей для гитаристов и басистов. Начиная от едва заметных до сравнительно больших по размерам, подобные «примочки» позволяют воспроизводить звуки ваших любимых записей, а также и те, которые крутятся в вашей голове. В этом материале мы познакомить вас со многими видами эффектов и их возможностями.

Что собой представляют эффекты?

Гитарные эффекты – это электронные устройства и схемы, которые обрабатывают электрический сигнал от музыкального инструмента или микрофона. Они способны настолько изменять звук, что оригинальное звучание вы можете даже и не узнать. Они, подобно кистям художника, добавляют безграничные творческие возможности вашего художественного воображения.

Используя эффекты, музыканты добиваются лучшего звучания своей гитары в различных музыкальных контекстах, а также создают новые звуки или просто весело проводят время, джемуя с друзьями.

Эволюция эффектов берет свое начало в далеком 1940 г. Гитарист-новатор Лес Пол был одним из первых и самых придирчивых разработчиков эффектов, экспериментируя с эхо и многоканальной записью. Первая педаль эффектов появилась в конце 40-х гг. с тремоло-процессором под названием «Harry DeArmond’s Trem Tol», и в дальнейшем использовалась легендарным американским гитаристом Бо Диддли. В течение двух последующих десятилетий были разработаны другие эффекты, но они, как правило, стоили дорого и имели существенные недостатки. Между тем, усилители таких производителей, как Fender и Gibson, уже имели встроенные эффекты реверберации и тремоло.

С появлением хард-роковых групп, таких, как The Kinks и Yardbirds, в 1960-х г., появилась жажда хрустящих и искаженных звуков. Гитарист Kinks Дэйв Дэвис даже перерезал себе диффузор динамика в поисках экстра-песочного звука. Спрос на громкий и искаженный звук привел к росту производства усилителей английской компании Marshall, которые обрели популярность в Атлантике.

Полвека спустя эффекты обрели популярность среди музыкантов по всему миру. Большинство студийных записей стало зависеть от этих «примочек», которые придавали мелодиям уникальную окраску в звучании.

Чаще всего педали эффектов можно увидеть, размещенные в небольших металлических коробках на полу у ног гитариста. Их называют педалями, так как музыкант, наступая ногой на металлические кнопки, включает или выключает устройство. Также на педалях имеются тумблеры для регулировки интенсивности и объема того или иного эффекта. Часто на концертах гитаристы используют блоки из нескольких педалей и кнопок. Такие устройства называются педалями мульти-эффектов или процессорами. Они, как правило, имеют широкий спектр различных эффектов, которые могут быть задействованы одновременно. В последнее время популярность процессоров стремительно возросла, так как улучшились их качество и функциональность.  

С чего начать

Во-первых, вы должны знать, что большинство всемирно известных гитаристов, с творчеством которых вы знакомы, в своей музыке используют эффекты. И все они тоже когда-то начинали с нуля.

Каждый гитарист на своем творческом пути рано или поздно начинает экспериментировать с эффектами. Ведь используя всевозможные звуковые искажения, вы более тесно взаимодействуйте с вашим инструментом и тем самым ищете неведомые вам возможности звучания.

Electro-Harmonix Holy Stain – аналоговая педаль с большим набором эффектов (ревербератор/питч шифтер/тремоло/овердрайв/фузз)

Многие современные гитарные усилители оснащены секцией мульти-эффектов, которые поощряют музыканта экспериментировать со звуком. Большинство из них являются программируемыми, что позволяет вам создавать свои собственные уникальные звуки, а затем сохранять их для последующего быстрого воспроизведения. Все популярные гитаристы мира за свою музыкальную карьеру, как правило, перебирают десятки разнообразных педалей эффектов.  

Аналоговые или цифровые эффекты?

Все эффекты, которые были созданы вплоть до начала 1980-х гг., были основаны на аналоговых схемах. Это означает, что они работают путем непосредственного изменения фактического звукового сигнала. Позже цифровая революция вторглась в сферу гитары и эффектов с цифровой обработкой сигнала. Цифровые эффекты преобразуют сигнал в цифровой поток битов, который затем модифицируется цифровой схемой в аналоговые звуковые сигналы на выходе. В то время как многие музыканты предпочитают оригинальные устройства аналоговых эффектов и их современные переиздания, большинство «примочек» на рынке сегодня имеют цифровую схему. Профессионалы на всех уровнях используют цифровые эффекты. Свои преимущества имеют как аналоговые, так и цифровые устройства, а их выбор зависит от гитариста и музыкального стиля.

Многие профессионалы предпочитают аналоговые эффекты. Это связано с тем, что они не используют цифровое преобразование сигнала, вследствие чего на выходе звук получается более чистым. Истинным является то, что цифровое преобразование может привести к некоторым естественным артефактам оригинального звука. Однако цифровые технологии претерпели больших изменений, и их качество заметно улучшилось. Цифровые эффекты имеют два больших преимущества: универсальность и точность. Сегодняшние мульти-процессоры эффектов существует благодаря цифровой обработке, и многие эффекты могут быть заключены в одном устройстве за счет своей чистой вычислительной мощности. Цифровые сигналы также могут быть использованы для управления более широким диапазоном параметров.  

Разнообразие моделей

С начала 1990-х гг. производители музыкальных устройств приступили к разработке моделей цифровых эффектов, направленных на воссоздание звуков, порожденных классическими эффектами, инструментами и старинными усилителями. Эта технология быстро расширилась и теперь включает образцы широко используемых профессиональными музыкантами «голов», кабинетов, микрофонов, а также педалей и усилителей. За последнее десятилетие один из лидеров в этой области популярная компания Line 6 даже создала электрогитары и бас-гитары, содержащие образцы звуков известных старинных инструментов.

Разнообразие моделей педалей эффектов

Большинство современных устройств мульти-эффектов предоставляют наборы эффектов, которые довольно просты в управлении. Благодаря такому удобству, даже начинающий гитарист может экспериментировать с созданием своего неповторимого звука. Кроме того, почти все блоки с предустановками позволяют легко создавать свои собственные наборы. Купив такое устройство, вы можете настроить эффекты на свой вкус, а затем сохранить, чтобы в последующем активировать их одним нажатием кнопки.  

Эффекты эквалайзера

Данные эффекты предназначены для повышения или урезки указанных диапазонов частот в пределах звукового одного сигнала. Следует отметить, что высоту высоко- и низкочастотных звуковых диапазонов (например, шипящие звуки на заклепках некачественных тарелок, звуки бас-бочки или бас-гитары) эффекты эквалайзера не в силе изменить, но способны поменять их тембр или качество.

Большинство гитар имеют одну или несколько ручек управления тоном, предлагающим довольно простую форму контроля эквалайзера. Используя их, музыкант, в процессе игры, может повысить или понизить частоты звука своей гитары. Большинство гитарных и басовых усилителей имеют в наличии несколько регулировок тембра (как правило, в виде 3-полосного эквалайзера), что позволяет независимо контролировать низкие, средние и высокие частоты.  

Детальная настройка звука

Для большего контроля и тонкой настройки звука вы можете использовать параметрический или графический эквалайзер. Параметрический эквалайзер позволяет регулировать ширину полосы частот. Графический же эквалайзер делит эту частоту в диапазоне на несколько узких полос, каждая из которых может быть повышена или понижена с помощью ползунков, обеспечивая, таким образом, визуальное или «графическое представление» эквалайзера. Чем больше полос, тем более точно вы сможете выполнить настройку.

Эквалайзер позволяет коренным образом изменить «чистый» звук инструмента. Это становится особенно важным при игре с группой. Ваша гитара может звучать великолепно, если вы играете один, но ежели к вам присоединяются другие музыканты, то может понадобиться дополнительная настройка. В зависимости от задействованных инструментов, вам нужно будет отрегулировать эквалайзер, чтобы помочь вашей гитаре вписаться в общее звучание. Использование эквалайзера на процессоре эффектов позволит вам настроить нужный звук более легко и точно, чем если «крутить» регуляторы на усилителе.  

Педали эффектов для электрогитары

Эффект «Вау-Вау»

Гитарный эффект «вау-вау» уникален по своей природе. Нажимая ногой на педаль, появляется ощущение тройного звучания. Отпуская ее, тройной эффект ослабевает. Таким образом, нажимая и отпуская, вы можете услышать звук «вау», что собственно и послужило официальным названием для этого эффекта. Во время игры, используя педаль «вау», вы получаете динамичное и выразительное звучание. Известно, что легендарный гитарист Джими Хендрикс был одним из первых, кто раскрыл весь спектр возможностей сего эффекта.

Известная аналоговая педаль «вау-вау» Vox JS-WH Big Bad Wah Pedal, которой пользуется известный гитарист-виртуоз Джо Сатриани

На рынке имеется широкий ассортимент педалей «вау-вау», каждая из которых обладает своим неповторимым характерным звучанием.

Как правило, вы можете настроить время атаки (быстрота смещения тона в сторону высоких частот) и глубину цикла. Некоторые из моделей позволяют установить постоянную величину автоматической активации искажения «вау», так называемое «авто-вау», благодаря чему отпадает необходимость пользоваться ногой. Такое конструктивное решение включено во многие процессоры мульти-эффектов.

Одними из лучших новейших разработок в этой области являются «вау»-педали от Electro-Harmonix. Хотя в них отсутствуют все движущиеся части традиционных «квакушек», они прекрасно справляются с этой работой.

Овердрайв

BOSS SD-1 Super Overdrive – педаль овердрайва, обладающая приятным, однородным, мягким звуком

Овердрайвом называется эффект, который образуется вследствие некого искажения звукового сигнала путем его «плавного» амплитудного ограничения. Проще говоря, принцип работы овердрайва основывается на определенном ограничении звукового сигнала по его амплитуде. «Плавность» такого ограничения заключается в том, что обрезание верхних витков синусоиды происходит не по ровной линии, а по плавному закруглению. Благодаря такому решению выходной сигнал будет искажен пропорционально уровню сигнала на выходе. Используя эффект овердрайва, вы сразу оцените яркость динамики звучания. В зависимости от того, с какой силой будете бить по струнах своей гитары, соответственно будет происходить искажение сигнала вашей гитары.

Дисторшн

Дисторшн – эффект, который обеспечивает искажение звукового сигнала посредством «жесткого» амплитудного ограничения. «Мочка» наиболее подходит для металла, хард-рока.

Данный эффект также можно использовать вместе с бас-гитарой. Для нее нужны особые звуковые «искажатели», так как стандартные довольно ощутимо портят басовый звук, срезая некоторые присущие ему низкие частоты.

Фузз

Фуззом называется эффект для гитары, в основе которого заложено нелинейное искажение звука устройствами на основе транзисторов, и, как результат, – полная потеря огибающего сигнала. Использование фузза в процессе игры на электрогитаре обеспечивает довольно яркое «органное» или «кларнетное» звучание. Фузз может быть интересен, например, для сольных гитарных партий, когда все остальные инструменты не играют. Известная песня «The Star Spangled Banner» легендарного гитариста-виртуоза Джими Хендрикса является классическим примером использования данного эффекта.

Бустер

В отличие от фузза и дисторшна, эффект бустер, как правило, используется для усиления сигнала, который подается на вход усилителя, без добавления ему какой-либо окраски. Некоторые модели способны в незначительной мере усилить перегруз звука гитары на стадии предварительного усилителя. Это может пригодиться гитаристу, когда он захочет исказить музыкальное звучание на низких уровнях громкости. Кроме того, такие модели добавляют ясность в сольные рифы. Педаль бустера может стать неотъемлемой частью вашей установки, когда у вас есть более чем в четыре эффекта на сигнальной цепи или много кабелей между вашей гитарой и усилителем.

Цифровая педаль TC Electronic Vintage Tube Primer, обеспечивающая одновременно эффекты бустер и овердрайв

Некоторые бустеры способны использовать так называемые буферы, что помогает восстановить исходный уровень выходного сигнала вашего инструмента, часть которого была потеряна при большом количестве эффектов в цепи.  

Питч-шифт эффекты

Суть эффекта под названием «питч-шифт» состоит в том, чтобы добавить к сигналу его точную копию, которая будет отставать от основного в пределах двух октав. Техническая реализация подобного эффекта имеет два недостатка. Во-первых, в дешевых устройствах происходит потеря качества звучания дополнительного сигнала. Вторым недостатком питча является задержка, которая появляется при анализе устройством входящего сигнала. К счастью, в дорогих и качественных моделях эти недостатки устранены.

Данный эффект обеспечивают несколько отдельных устройств, в частности гармонайзер, октавер и вамми.

Гармонайзер

Гармонайзеры часто используется для создания вокальных гармоний, но также могут делать чудеса и для гитары. Некоторые вокальные гармонизаторы используют сигнал от вашей гитары, чтобы создать в итоге две или три составные вокальные гармонии. Современные гитарные виртуозы, такие как Джо Сатриани, Стив Вай, Роберт Фрипп, создали интересную музыку, используя смешивание сигналов.

Cовременные гармонайзеры довольно просты в управлении, позволяющие очень быстро задавать нужный интервал для нот гармонии. Многие из них также позволяют смешивать две или более гармоний одновременно.

Октавер

Октавером является эффект искажения, благодаря которому у гитариста появляется возможность добавить к своему звуку его точную копию на одну или две октавы выше или ниже. Подобные устройства применимы исключительно к электрогитарам.

Используя данное искажение, у гитариста появляется ощущение звучания двух гитар. Многие из таких устройств позволяют одновременно добавить два вспомогательных тона, обеспечивая при этом регулирование громкости каждого из них и смешивание в любой нужной пропорции.

Вамми

Педаль вамми является по сути уникальным в своем роде эффектом. Свое имя «примочка» получила от одного из названий тремоло-ручки на электрогитаре, позволяющей управлять высотой струн во время игры. Используя педаль вамми, гитарист способен добиться аналогичного звукового эффекта, не подтягивая струны физически. Использование данного эффекта связано с такими именами, как Джими Хендрикс, Эдди Ван Хален и Джо Сатриани.  

Эффекты модуляции

Эффекты модуляции способны дублировать основной сигнал и изменять его, а затем все это смешивать. Это может показаться сложным, но будьте уверенны в том, что во многих из ваших любимых гитарных звуках, вероятно, был использован в той или иной степени эффект модуляции.

Тремоло

Легкая в использовании аналоговая педаль тремоло BOSS TR-2 Tremolo, имеющая регуляторы Rate, Wave и Depth

Эффект тремоло просто-напросто меняет громкость сигнала заданного интервала в пределах конкретного диапазона. В некоторых гитарных усилителях данный эффект является встроенным и часто называется вибрато. Конструктивно эффект тремоло состоит из двух элементов управления: скорость (регулировка объема) и глубина (контроль звука: от жесткого до мягкого). Тремоло успешно пользуют такие рок-группы, как Radiohead, The Rolling Stones и др. Данный эффект наиболее популярен среди скоростных гитаристов.

Фэйзер

Данный эффект подразумевает некую фильтрацию звукового сигнала, с созданием в его спектре наборов минимумов и максимумов. Результатом фэйзера есть «свистящий» звук. В своей практике данную «примочку» часто использовали Эдди Ван Хален и Брайан Мэй.

Фланжер

Фланжером называется звуковой эффект, напоминающий звук взлетающего самолета. Конструктивно он схож с хорусом, но отличается лишь временем задержки и присутствием обратной связи. Фланжер пользовался большой популярностью в 1960-х гг., когда зарождался психоделический рок.

Хорус

Под этим названием понимается гитарный эффект, имитирующий хор музыкальных инструментов. Функция хора обеспечивается вследствие добавления к звуку-оригиналу его одной или нескольких копий, по характеристикам являющихся сдвинутыми по времени. Звуки в хоре при этом будут различаться высотой и темпом. Хорус придает звуку объем и сочность.  

Эффекты реального времени

Эффекты реального времени существенно отличаются от всех остальных. Так, выходной звук гитары разделяется на два одинаковых сигнала, «придерживая» при этом на какое-то время один из них. В это время второй звучит в реальном времени.

Дилэй

Эффект имитирует затухание точной копии гитарного сигнала, прибавляя при этом к нему его одну (или несколько) точных копий по четко заданному временному интервалу. Как правило, дилэй совершает однократную задержку. Эффект очень напоминает ревербератор, но отличен от него только интервалом задержки.

Качественная аналоговая педаль дилей Dunlop M169 Carbon Copy Analog Delay с задержкой до 600 мс

Время между повторениями может быть очень коротким (измеряется в миллисекундах) или более длительным. Задержки добавляют некие ритмические элементы в вашу игру.

Реверберация

Данный эффект является более тонкой формой задержки, повторяющий естественный эффект эха различных помещений. Многие современные усилители имеют встроенную реверберацию, но много гитаристов все же используют «примочку» в качестве отдельной педали для увеличения диапазона программируемых опций. Некоторые современные модели педалей эмулируют звуки старинных устройств с данным эффектом, используя для этого специальные отражающие пружины или пластины. Реверберация является отличным инструментом, чтобы добавить цвет чистым тонам, но также при неумелом ее использовании может привести к быстрому нежелательному искажению звука.

Эхо

Эффект эхо (также именуемый как длительная задержка) является естественным явлением, встречающимся на больших открытых пространствах, таких как каньоны или стадионы. Находясь где-то за городом, попробуйте громко крикнуть. В ответ вы услышите ваш голос, доносящийся откуда-то у вас над головой. Управление эффектом эхо позволяет задать уровень, период между воспроизведением, и распад/скорость, с которой последующие ноты будут становиться все тише и тише, пока не исчезнут совсем. Параметр периодичности (времени) довольно часто на педалях контролируется всего одной кнопки, которая нажимается во время игры на гитаре.

Лупер

С помощью данного эффекта возможна запись музыкального отрывка или фразы с последующим их повторным воспроизведением. Также вы можете записать несколько музыкальных отрывков, накладывая их один поверх другого.

Многие из более продвинутых моделей включают встроенные пользовательские эффекты, входы для вокальных микрофонов и других инструментов, плюс MIDI и возможности USB.

Эффект лупер обеспечивает феноменальный музыкальный потенциал, особенно для сольного исполнения. Он является довольно простым в использовании даже для новичков.

Vox Dynamic Looper VDL1 – цифровая педаль лупер, имеющая «на борту» четыре ножных переключателя управления, восемь кнопок управления, переключатель предэффектов, переключатель кольцевых эффектов, регулятор редактирования, переключатель микрофона, а также регулятор Trim на микрофоне

«Мягкие» эффекты

В то время как большинство педалей эффектов могут радикально изменить звучание, есть и такие, которые добавляют более тонкие элементы, делая звук приятным. Конечно, они не такие захватывающе и ярко выраженные, но дают возможность почувствовать разницу между довольно хорошими и по-настоящему великими звуками. «Мягкие» эффекты станут важным дополнением к вашей установке.

Усиление

Данный эффект предназначен для усиления прочности сигнала. Усилитель может быть эффективным способом перегрузки тракта от предусилителя к усилителю, увеличения при этом мощности последнего. Благодаря этому эффекту гитарист на ходу может увеличить уровень звука для своего соло без изменения основной тональности.

Педаль громкости

Педаль громкости по функциям аналогична регулятору громкости на гитаре, но благодаря ей музыкант может регулировать громкость ногой. Многие гитаристы используют педаль громкости для эффекта «нарастания».

Компрессор

Этот эффект влияет на динамику звука вашей гитары. Принцип компрессора довольно прост: он усиливает звук более тихих нот и, наоборот, делает тише громкие звуки.

Большинство компрессоров позволяет гитаристу контролировать не только верхний и нижний пределы изменения тона сигнала, но также и его скорость.

Компрессор Line6 Constrictor выполнен на основе цифровых схем с тремя регуляторами: уровень выходного сигнала, шумоподавитель, сустейн, модель компрессора

Расширитель

Расширитель является полной противоположностью компрессора. Он «протягивает» динамический диапазон вашего сигнала, что позволяет даже самые тихие (или громкие) звуки звучать еще тише (или громко). Это может быть полезно в ситуациях, когда вы хотите заглушить тихие звуки (например, скрип пальцев на струнах).

Ограничитель

Эффект позволяет вам контролировать максимальную громкость сигнала, сокращая ее обратно, когда она пересекает заданный порог. Это позволяет избежать резких, громких сигналов или повреждения оборудования, а также и ушей.

Шумоподавитель

Шумоподавитель – очень удобное устройство, позволяющее избавиться от гула и шипения, которые могут появляться, когда ваш инструмент подключен к усилителю, но не играет. Эффект действует как ограничитель в обратном направлении, вырезая звуки ниже заданного уровня. Пока вы играете, эффект отключается; но как только вы перестанете играть, все шумы, создаваемые цепочкой эффектов, подавляются.  

Педали эффектов для бас-гитары

Бас-гитаристы тоже имеют в своем арсенале широкий выбор эффектов. Они специально разработаны с учетом динамики баса и проблем, с которыми сталкиваются басисты. Педали эффектов для бас-гитары предлагают те же возможности формирования тона, что и для электрогитары, в том числе хорус, реверберацию, задержку, фэйзер, тремоло и др. Из-за уникальной звуковой динамики баса, многие басовые эффекты сосредоточены вокруг сжатия и ограничения, которые помогают сдерживать нежелательные звуковые волны, способные повредить оборудование. Как правило, многие эффекты для электрогитары не являются оптимальными при использовании с бас-гитарой.

Любая сигнальная цепь начинается с гитары. Далее она проходит кабели и педали, пока не достигнет усилителя, динамиков, и, наконец, ваших ушей. Если вы используете целый блок педалей эффектов, вам придется столкнуться с извечным вопросом, поднятым гитаристами: как лучше подключить эти устройства в одну цепь таким образом, чтобы все это было легко настроить, и при этом не ухудшался звук?

Аналоговый директ-бокс EBS MicroBass II для бас-гитары оснащен ножной кнопкой переключения каналов А и В, громкостью, балансом эффектов, переключателями имитирования лампового звучания, имитированием динамика, бустом, переключателями фильтра (Enh. Filter), яркостью (Bright), регуляторами каналов А и В, а также переключателем смешивания каналов

Так как сигнал переходит от одного эффекта к другому, он может изменить работу каждого последующего эффекта, от чего, в конечном итоге, зависит конечное звучание. Поэтому существуют некоторые общепринятые правила в отношении правильного порядка для нескольких эффектов в цепочке сигнала.  

Последовательность подключения эффектов

Показанные ниже последовательности подключения педалей эффектов для электрогитары и бас-гитары применяются многими профессиональными гитаристами и гитарными техниками. Но всегда помните, что данная схема является темой для бесконечных споров, так как каждый музыкант расположен к импровизации.

Опытные гитаристы рекомендуют следующую схему подключения эффектов: педали «мягких» эффектов, дисторшн и овердрайв, эффекты громкости, эффекты модуляции, питч-шифт эффекты и эффекты реального времени.  

Педали мульти-эффектов и процессоры

Подобные устройства являются моноблоками, предлагающими множество различных эффектов, которые могут быть использованы по отдельности или в комбинации одновременно. Как правило, они включают в себя десятки, если не сотни, пресетов, комбинаций эффектов и их параметров, направленных на быструю настройку и достижение конкретных звуков одним нажатием кнопки или ножной педали.

Педали мульти-эффектов и процессоры выпускаются в трех основных форматах: напольные блочные, оснащенные ножной педалью и переключателями; настольные с ручками и переключателями; стоечные.

Первые наиболее популярны среди гитаристов, так как позволяют одним нажатием задействовать конкретный эффект или пресет.

Довольно часто педали мульти-эффектов и процессоры могут быть более экономически выгодными, чем если приобретать каждую педаль отдельно. Они также позволяют избежать возможного шума и «наводок», связанных с наличием цепочки соединенных вместе отдельных педалей.  

Заключение

Благодаря эффектам многие гитаристы нашли свой неповторимый фирменный звук. Примером могут служить виртуозные музыканты Джо Сатриани, Стив Вай, Эрик Джонсон и др. Экспериментируя со всевозможными эффектами, вы тоже сможете добиться своего, непохожего на других, звука. Используя эффекты, вы не только повысите свой уровень как музыканта, но также и окунетесь в неизведанный мир звуков.

Автор: Михаил Петров, журналист